Подростки часто юзают словечки, смысл которых не отдупляет старшее поколение. От этой темы бомбит у учителей русского языка. Мы же попробуем никого не лечить, но без лишнего гонева почекать все расклады. Сленг — это треш или годнота?

Ох, любит старшее поколение поворчать насчёт бескультурья молодёжи. Не так стоим, не так говорим.
А может, в чём‑то взрослые и правы? И когда мы между собой разговариваем на сленге, то вредим нашему
«великому и могучему»? Давайте разбираться!
Начнём с определения. Молодёжный сленг — это социолект (не путать с диалектом!). То есть особенный язык,
характерный для определённой группы людей. В нашем случае это подростки и молодёжь в возрасте от 12 до 22 лет.

Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее).

ХАЙПАНЁМ НЕМНОЖЕЧКО

Думаю, если спросить у родителей, что такое «хайп», правильно ответят далеко не все, а уж бабушка с дедушкой вообще не поймут, о чём речь. Или как старшее поколение объяснит слово «шарить»? Попробуйте спросить родителей, будет интересно!

Когда разговариваем между собой, мы используем сленг. Например, говорим «я в этом шарю» вместо «я разбираюсь» или «я понимаю». На уроках же мы с лёгкостью переключаемся на «общечеловеческий» язык. Вот было бы хорошо, если бы учителя знали сленг и понимали, о чём мы говорим, без переводчика! И на уроке иной раз вворачивали бы пару модных словечек. Мы бы стали ближе.

Ведь намного интереснее идти на урок к учителю, который «фишку рубит». И говорит, например: «А сейчас у доски со своим стендапом о беспозвоночных выступит Иванов». Или: «Пятёрку ставлю, красава». Или: «Эта задача на изи не решается». Или: «Не тормозим, сдаём работы».

ИГРАТЬ, НО НЕ ЗАИГРЫВАТЬСЯ

Так что сленг — это что‑то вроде игры. Возможно, он засоряет наш язык, сокращает словарный запас. Но я с трудом могу себе представить, чтобы мы в компании вдруг начали разговаривать на правильном «книжном» языке. Да мы просто слова не сможем выдавить из себя от хохота! А ещё, мне кажется, сленг может сблизить старшее и младшее поколения. Представим такую картину: мама и дочка-подросток смотрят вместе современный фильм или телешоу. И если мама что‑то не понимает, то дочь вводит в курс дела. Когда твоим родителям интересно, что у тебя в голове, когда они ради тебя готовы изучить новые мемы, фразочки и словечки, — это сближает. И это хорошо. Короче, мне нравится!
Так спрашивается: можем ли мы обходиться без сленга? Да в общем‑то да. Надо ли нам следить за чистотой речи? Нет. Я считаю, что сленг — неотъемлемая часть русского языка. Это просто слова, но они помогают нам определять, кто свой, а кто «не шарит».

БОРОТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНО

Я поспрашивала у знакомых, что они думают по поводу сленга. Ребята в возрасте от 12 до 16 лет сошлись на том, что бороться с молодёжным сленгом бессмысленно — просто надо самим понимать, с кем и как следует говорить. И многие мечтают о том, чтобы их учителя тоже допускали вольности в своей речи, — ведь это очень оживило бы уроки.
— Все имеют право говорить как хотят, — уверена Дарья Торопцева. — Я не могу заставить кого‑то не употреблять ставшие популярными выражения.
— Вообще к сленгу отношусь спокойно, просто с помощью некоторых слов ты скорее донесёшь до собеседника смысл того, что хочешь сказать, — считает Стефания Пилер. — Но когда у человека один ответ на всё — «Капе-е-ец!» — или когда он сыплет сленговыми словами, а на письме делает кучу грамматических и орфографических ошибок, такие факты расстраивают. Тут уже вопрос не о культуре речи, а об общей ограниченности.
Я сама частенько прибегаю к сленгу, но стараюсь не перебарщивать. Всё‑таки мы получили в наследство от предков великое богатство — русский язык. И нам нужно о нём хорошенько позаботиться.

Эвелина АЛИЕВА,
кружок журналистики «Пресс-центр», центр «Дар», Москва

[ratings]

Добавить комментарий