Школа, перемена. Никто не бегает по коридорам, не играет «в слона», не раздаёт под партой картишки. Все сидят, уткнувшись в смартфоны. И когда надо что‑то узнать, мы не идём в библиотеку, а спрашиваем у «Яндекса».

Взрослые обеспокоены: дети не желают читать. Однако, стремясь увлечь молодое поколение чтением, совершают традиционную ошибку: навязывают своё мнение. Взрослые считают: они лучше знают, что нужно детям. Ведь сами вчера были детьми. Но ведь это было вчера! Сегодня ребёнок с малого возраста привязан к компьютеру или смартфону. По моим наблюдениям, если до 5‑го класса человек не полюбил книгу, то в дальнейшем вряд ли станет запойным читателем.

Я провёл анонимное анкетирование более 100 пятиклассников — учеников своей школы. Задал 11 вопросов. Результаты опроса меня потрясли. На вопрос «Читаете ли вы детские книги?» 80 % детей ответили, что так или иначе читают. И лишь 20 % не читают вовсе. Среди читающих одна половина ребят сама этого хочет, а другая берёт в руки книги, потому что задают в школе или советуют читать родители. Ещё интереснее с нечитающими. У 58 % на это нет времени, 30 % считают такое занятие неинтересным, а 12 % не читают, поскольку книги пишут взрослые, которые ничего не понимают в детской жизни.

Получается, современные пятиклассники в большинстве своём пока ещё хотят читать детскую литературу! Но её большая часть — перепечатка написанного в 30‑40‑х годах прошлого века или немногим позже. Это истории из совсем другой эпохи. А дети хотят читать про себя, современников, нынешний день. Даже такая мелочь, как мобильный телефон или смартфон. Сейчас он есть у всех. А нам предлагают читать рассказы, в которых дети ищут две копейки, чтобы позвонить, и упоминаются атрибуты ушедших дней. И что наиболее удивительно: 46 % опрошенных детей сами хотели бы написать книгу! Однако одного желания мало: где та площадка, на которой творческий порыв можно оформить в текст, интересный многим людям?

В моём родном Челябинске несколько литературных студий. Там талантливые преподаватели занимаются с детьми, а тот, кто пишет сам, с интересом читает и чужие рассказы. Возможно, это и есть способ превратить обычного школьника в писателя, а писателя — в читателя? Останется только создать портал в интернете, где можно будет разместить свои творения и ознакомиться с написанными сверстниками. А ещё, участвуя в литературных конкурсах, я общался с профессиональными челябинскими литераторами. Одни из них считают: ребёнок не может написать ничего хорошего. Сам нередко слышал, что пишу «невысокохудожественную прозу». А я и не считаю себя «великим писателем». Просто немного странно: эти литераторы и сами не пишут для 9−11‑летних детей, и мои рассказы не признают.

Профессионалам, которые свысока смотрят на литературное творчество детей, объясню простую вещь. Если сегодня дети не будут читать хотя бы простенькие рассказы сверстников, то завтра их тем более не заинтересуют ни газеты, ни высокохудожественная проза. Современного читателя скоро можно будет заносить в Красную книгу.

Артём УДОВИЦКИЙ,
детский писатель, 6-й класс, школа № 154, г. Челябинск

[ratings]

Добавить комментарий