Замечательный проект с таким названием проходит в Москве. Организовала его региональная общественная организация «ЮМИРА». Юные волонтёры 14–18 лет посещают Дом ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной, общаются с деятелями театрального искусства, обучают их технической грамотности. Одновременно получают навыки профессий журналиста, кинооператора, сценариста, режиссёра, монтажёра, дизайнера. Ребята готовят памятные фотоальбомы, а при поддержке Киношколы имени МакГаффина создают видеоролики «Притчи от мастеров слова» и документальный фильм — истории жизни ветеранов сцены глазами детей. Одно из направлений работы волонтёров — «Письмо в «Пионерскую правду».

 

Здесь ребята знакомятся с уникальными людьми. Например, побывали на увлекательной лекции Геннадия Евгеньевича Голубина. Он работал в Театральном музее имени Бахрушина, записал более 200 радиопрограмм передач о мастерах оперетты.

Удивительна история Анны Павловны Соколовой. В войну юная Анна усердно работала, была кормилицей семьи. Мечтала быть актрисой, однако отец-лётчик был против, говорил, что дочери следует «сначала стать человеком, а потом сходить с ума». По профессии Анна не стала актрисой, однако сцена по-прежнему влекла талантливую девушку. Позже судьба сложилась так, что её взяли в оперетту, а затем и в драму. Через несколько лет отец Анны пришёл к ней на выступление, признал дочку актрисой и сказал: «Ты не можешь без сцены, как я без неба». Нашему молодому поколению Анна Павловна дала совет: «Жизнь прекрасна, но надо уметь её прожить. Цените каждый час».

Открытием стала лекция Александра Николаевича Борисова, посвятившего жизнь журналистике. Он поделился с ребятами лайфхаками мира искусства: рассказал, как понять суть картины, на что обращать внимание, рассматривая портреты, пейзажи. Это настолько впечатлило волонтёров, что было решено записывать и публиковать такие замечательные лекции.

В декабре ребята совместно с ветеранами сцены украшали ёлки, согревая сердца друг друга улыбками. Голоса молодого и старого поколения сливались в одну прекрасную мелодию. А перед самым Новым годом все встретились в нарядном зале на праздничном мероприятии.

Вот несколько впечатлений участников о проекте.

Дарья Соколовская: «Мы познакомились с удивительным режиссёром Юрием Берёзой. Жизнерадостный, гостеприимный человек. Ждём новых встреч!»

Фаина Музыка: «Каждый житель Дома ветеранов сцены заряжает своей энергией, и хочется жить, творить! Очень хотим, чтобы эти замечательные люди знали, что они не одиноки. Эта система работает в две стороны: когда я здесь, то чувствую себя нужной — волшебные ощущения! С каждой поездкой у меня появляется всё больше идей».

Мария Большакова: «Я получаю здесь новые знания и удовольствие от общения. Атмосфера Дома ветеранов сцены уютная, домашняя и пропитана любовью к искусству».

Ирина ВОРОБЬЁВА, Алина НАУМОВА

 

ДНЕВНИК ВОЛОНТЁРА

Все самые важные встречи в моей жизни случайные. Когда мы познакомились с куратором проекта Юлией Караваевой, ясно помню, как по-детски блестели её глаза, когда она рассказывала о доме для людей «третьей молодости». Услышав словосочетание «волонтёрская организация», я сразу же внутренне согласилась. Если вы смотрели фильм «Всегда говори «да» с Джимом Керри, то вы меня поймёте. Говори «да!», и жизнь вознаградит тебя знакомствами, друзьями, опытом.

Помню самую первую поездку. Не знала, как и с чего начать общение с людьми, которые уже прожили большую часть своей жизни. Боялась показаться им искусственной и слишком маленькой. Знаете, Ремарк в книге «Триумфальная арка» говорил: «Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом и его беда, и его обаяние». А мой папа всегда говорил о том, какое удовольствие он получает при их осуществлении. Я ехала и надеялась, что мудрец Ремарк был не прав и у меня получится своим дневником донести именно то, что я задумала. Просто хотела сделать свою работу так же хорошо, как это делают люди, на которых я повсеместно равняюсь, — мои родители.

Моя первая поездка. Волонтёры носились по локациям, разыскивая знакомых ветеранов, бегали по этажам, а я даже не разу поняла, как ориентироваться в номерах комнат. Спасибо сыну Юли, Юре, который объяснял, что и где.  Команда волонтёров разношерстная: киношники, писатели, фотографы, школьники и студенты, все разного возраста. Я получила крутой урок планирования рабочего процесса и распределения заданий. Ещё один урок преподал мне Роман, психолог Дома ветеранов: чтобы понять, как построить общение с жителями Дома ветеранов сцены, надо понять, как они общаются, заговорить на их языке. Язык прост.  «Разговаривай ушами». Ветераны по своей природе похожи на флешки с накопленной информацией. Роман посоветовал представить себя такой же флешкой. Он сказал: «Вот пофантазируйте, будто вы носитель уникальной информации и, как в фильме «Время», ваши часики тикают, материя вашего личного времени утекает, время для возможной передачи информации заканчивается. Вы когда-нибудь, как и все мы, канете в бездну небытия. Ваша задача — передать собранную информацию». Страшно в каком-то смысле… Моей задачей было впитать информацию. И я старалась это делать как могла.

И самый главный урок. Ветеранам от волонтёров не нужна помощь материальная. Помыть окна — это второстепенно. Мы должны были помочь им вспомнить, каково это — быть нужными. Мы здесь, чтобы слушать, чтобы получить их объём флешки, чтобы этот опыт не пропал. Ведь мы по их меркам просто мальки, а они уже проплыли по Гольфстриму жизни, и не раз.

Мне эти встречи помогли выделить в жизни вещи, на которые я раньше не обращала внимания. Здоровье, семья, образование, счастье. Всё это я теперь воспринимаю немного по-другому. Рациональнее, что ли.

Мой дневник — своего вида предисловие о том, что будет дальше. Сравнение себя, которая пришла в проект, и той, что сейчас. Мы не сильно отличаемся, но всё же изменились. Правило фильма с любимым комиком сработало как надо.

Ради чего и как стоит жить?

Наверное, именно так я хотела бы назвать первую свою встречу с ветераном. Это Лидия Владимировна Дунаева (Шалиева). Её отец был связистом, а мама — дежурной по радиоточкам международной связи. Ещё с детства Лидии нравились радио, кино, связи сообщения. И в возрасте 14 лет девушка с подругой уехала из родной Туркмении поступать в кинотехникум города Алма-Аты.

Вот и первый момент, который я бы не смогла проецировать на себя. Так уж вышло, что одна из черт моего характера — несамостоятельность. Родители никогда не отправляли меня даже в лагерь, ведь я была очень доверчивым ребенком, улыбалась и разговаривала предельно открыто с каждым встречным. То ли мой инстинкт самосохранения с детства как-то имел не очень громкий голос, то ли любопытство и беззаботность в ногу с беспечностью орали громче него. Так что меня бы не отпустили в четырнадцать поехать на другой конец страны. Да и что говорить: жили мы четырнадцатилетние с Лидией Владимировной в совершенно разных странах и эпохах. Тогда родителям было спокойнее отпустить ребенка далеко от себя. Хотя, как я думаю, я бы и тогда вызвала опасения за свою шкурку, везде бы нашла приключений на свою голову.

Когда подростком Лидия проехала почти через всю страну поступать в училище, оказалось, что подруги не подошли по возрасту. Кто-то из приемной комиссии кинотехникума подсказал девочкам, что недалеко находится техникум связи и можно попробовать поступить туда. Так и случилось, что расстраиваться даже не пришлось, ведь получилось даже лучше, чем Лидия Владимировна могла себе представить. По стопам родителей, так сказать.

В техникуме Лидия училась прилежно. Она вспоминает, как хорошо во времена Советского Союза у молодёжи всех возрастов был организован досуг, как здорово было танцевать, ходить в кружок по волейболу и ещё кататься на коньках. Моё восхищение: настолько активное времяпрепровождение, да ещё и с хорошей учёбой, она смогла себе организовать! Хорошая учёба и широкий кругозор стоит многого, сейчас такое — редкость.

Разговаривая с Лидией Владимировной, я пришла к выводу, что она всегда знала, чего хотела от жизни. В 1958 году окончила кинотехникум, получила специальность киномеханика. Этот человек успел всё. Во время учебы она где только не подрабатывала: была директором кинопроката, проводила работы по пропаганде кино. Впоследствии получила направление в отдел кинофикации. В 1959-м уже вышла замуж.

Ее жизнь похожа на течение реки: оно менялось, а маленькая байдарка уверенной в себе молодой женщины всегда оставалась на плаву. Я внутри позавидовала её спокойствию и мудрости, понимая, что хочу научиться жить так же.

Любимый муж Лидии Владимировны, Анатолий Шабазович, тоже был специалистом по монтажу. Схожие профессии никогда им не мешали. «С ним было интересно, мы всегда стремились совершенствоваться как работники, удивлять друг друга. Но, помимо негласного, самого собой разумеющегося развития совместного сумели ещё расти раздельно, духовно», — вспоминает Лидия Владимировна.

В счастливом браке родилась дочь Ольга. И, знаете, я ей верю на слово, что брак был именно таким. Она вспоминала детали, зная которые, нельзя в этом сомневаться. Да и зачем сомневаться в чьем-то счастье? Опять же, внутренний мой голос отметил, что хочет так же, хочет счастливую семью и любимую работу.

В Москву Лидия Владимировна переехала во взрослом возрасте, когда уже надо было нянчить внуков. Говорит, что Москва никогда не манила её. Мне, как представителю поколения XXI века с мобильным интернетом умопомрачительной скорости, трудно представить пару молодых и амбициозных профессионалов, которые не хотели бы переехать в Москву. Это эпицентр жизни, сфера, где максимальное сосредоточение людей, надеющихся исполнить мечты. В столицу сейчас хотят все.

А тогда всё было по-другому. Слова, с которых начинаются фильмы «Частное пионерское», пропитанные насквозь духом «Тимура и его команды», Гайдаром и гайдаровцами, красными галстуками и «Артеком»: «…мы все тогда были пионерами и жили в огромной, красивой и счастливой стране…» Счастье было равномерным, всеобъемлющим. Нам такое только снится.

Лидия Владимировна и ее биография кусочек за кусочком складывались в пазл моих мечт. Она испытала за свою жизнь всё, о чем я сейчас только думаю. Одной из крохотных деталек моего будущего и ее прожитого оказались путешествия. В командировках по работе ей удалось повидать всю страну. И тогда же мне стало ясно, что центр, столица, деньги — всё это было для неё не важно. Важно было работать, чувствовать себя нужной стране и своей семье.

И ведь действительно: просыпаться с утра легче, когда ты каждый день знаешь, для чего ты это делаешь. Лидия Владимировна говорит, что вставала всю жизнь рано, делала зарядку и писала мини-план на день. Её девиз: «Сделай сегодня то, что можешь сделать сегодня!»

Мне еще долго до такого уровня самоорганизации, но я уже пообещала себе над этим работать. Знакомство с универсальным человеком Лидией Владимировной показало мне, что большие цели начинаются с малых достижений и уверенности, что это всё не зря.

Какую часть жизни можно отдать творчеству?

Ветеран сцены, журналист Александр Николаевич Борисов родился в 1948 году в Самаре (тогда это был город Куйбышев). Как писали раньше в анкетах, в «семье служащих». Когда я попросила его вспомнить себя ребенком и выбрать только три самые значимые детали, Александр Николаевич сказал, что всегда был свободен, занимался только любимыми делами и, сколько себя помнил, увлекался литературным творчеством. Удивительно: передо мной человек, посвятивший не просто большую часть жизни искусству и творчеству, а отдавший её этой деятельности всю, полностью.

Публиковаться в детских и молодёжных изданиях Александр начал в 12 лет. Заниматься журналистикой с пятого класса, с ума сойти. Живой доисторический гений, готовый поделиться опытом прожитых в профессии лет и всеми съеденными в работе собаками.

Самый первый свой материал помнит до сих пор: он был посвящен маме и Международному женскому дню. Восьмого марта именно эта первая работа и прозвучала по всесоюзному радио.

Одно из самых ярких воспоминаний Александра Николаевича о детстве связано с «Артеком». В 1963 году он получил персональную путеёвку от всесоюзного радио, передачи «Пионерская зорька» на первый всесоюзный слёт юнкоров. Александр Николаевич был председателем этого слёта. Ему посчастливилось делать репортажи и брать интервью у многих выдающихся людей: например, у Юрия Гагарина, нашего великого космонавта, и Херлуфа Бидструпа, известного художника-карикатуриста.

С 15 лет он писал сценарии для радиопередач. Получается, что к моему возрасту уже имел богатый опыт работы. В 1968 году, будучи ещё студентом факультета журналистики, стал одним из создателей детского телевизионного театра, которому в прошлом году исполнилось пятьдесят лет. Участвовал в детских телепередачах на куйбышевском телевидении.

Александр Николаевич прожил жизнь в счастье и в ладу со своей профессией. Его девиз — «Хочу и буду!», обязательно с восклицательным знаком. О подобной организации жизни я могу только мечтать. Как и сотни других увлечённых подростков, мечтаю найти работу, которая позволит реализоваться как личность.

Я бы очень хотела однажды найти дело, которое будет мне нравиться так же, как Александру Николаевичу всегда нравилась и продолжает нравиться его профессия. Оказывается, «делу» не просто «время», а вся жизнь.

…Думаю, было бы нехорошо лукавить, сказав, что у меня не осталось вопросов к Александру Николаевичу. Я бы не смогла прожить жизнь, в которой бы не было любви — к своей семье, к близкому человеку. Я так воспитана, кажется, это родители заложили во мне основу — желание быть семейным человеком.

Я хочу успеть всё. А последние пару месяцев вообще заметила в себе жадность к жизни: хочется взять у неё всего, везде побывать, стать чем-то большим, чем могут быть люди поодиночке, чтобы память обо мне сохранилась не только на пыльных полках библиотек. Хотя и туда попасть в виде хотя бы одной книги так хочется.

Смогла ли бы я когда-нибудь, как Александр Николаевич, принести семью в жертву карьере? И стоит ли игра свеч? Эти вопросы не имеют ответов до определённого момента в моей жизни. Но сейчас, находясь в душном весеннем вагоне метро, мне хочется верить, что золотая середина существует и у меня получится её найти.

Полина ОКЕЛЬ

 

Талант быть счастливым

В один из своих приездов в Дом ветеранов сцены мы задали ветеранам вопрос: «Что для вас счастье в этом возрасте?»

Ответы были самыми разными, как и наши герои. Одни признавались, что не задумывались над этим, другие утверждали, что в этом возрасте, кроме здоровья, ничего более не важно, и счастье — это не болеть. Были и такие, кто пережил боль потерь, но старается сохранять критичное отношение к жизни и делать что-то полезное во имя памяти дорогих ему людей.

Журналист Александр Николаевич Борисов стал человеком, которого с нетерпением ждут каждое воскресенье. Специально для нашего проекта он приготовил серию лекций об искусстве.

Валерия Зиновьевна Акимова — историк и режиссёр, мать погибшего художника Вадима Семёновича Азриели. Потеряла зрение при рождении сына, а после его трагической гибели — способность нормально ходить. На вопрос о счастье отвечает, что смысл жизни сейчас только в памяти о сыне. Она организовала выставку картин сына в Культурном центре «Интеграция» имени Николая Островского и очень хочет, чтобы о работах её сына узнало как можно больше людей.

Татьяна Нурлабековна Давлетова — балерина и солистка народного танца. Ей 71 год, её сын трагически погиб. О счастье говорит следующее: «Я прожила жизнь, наполненную счастьем материнства, творчества, любви, успехом. А сейчас счастье — открыть окно, увидеть деревья, кормить белок. Быть счастливой — это тоже талант».

Неля Ивановна Бакрова говорит, что счастье осталось там, в молодости. Сейчас она довольна тем, что живёт в Доме ветеранов сцены, любит животных, кормит «всё живое».

Для актрисы Галины Михайловны Дмитриевой самое большое счастье — это внимание и общение.

С Галиной Георгиевной Лазаревой мы поговорили о благополучии.

— Это сложное понятие, — говорит Галина Георгиевна. — Один человек живёт, чтобы быть сытым и иметь много денег. А актёры — это такой народ, который живёт какой-то идеей, желанием донести, показать… Сколько ролей играет актёр, столько раз он живёт, умирает и снова живёт…

— Какой совет вы могли бы дать молодому поколению, чтобы они не прожили жизнь зря?

— Выбрать любимую профессию. Это заполнит все несчастья, которые у вас будут в жизни! Нет абсолютно счастливых людей, у которых не бывает несчастий, неудач. Но я считаю, если ты выбрал профессию, которую любишь, это сделает тебя счастливым!

— А как вы преодолевали чёрные полосы в жизни?

— Я никогда не впадала в панику. Очень важно, чтобы у человека работала голова! Надо быть готовым к тому, что может быть все, что угодно. Как человек настроен, такая и будет его жизнь… Человек сам строит свою жизнь, только сам!

Виктор Евсеевич Ротин, актёр и меценат, рассказал нам:

— Знаете, многое зависит от случая, от того, где ты находишься и в какой час. Был в моей жизни случай. Меня нашёл Василий Макарович Шукшин. Я играл в Бийске главную роль, он посмотрел и говорил потом: «Вы гениально играли! Когда я смотрел, ревел! Такой артист в каком-то Бийске!» Так мы с ним познакомились. Он говорил мне как-то, что приготовил пьесу и готов был дать мне любую роль, какую захочу, кроме главной, которую он собирался играть. Если бы Василий Макарович не умер на следующий год…

Но есть и другие случаи. Например, с Иннокентием Смоктуновским вообще смешная история! У него всего несколько классов образования, он был фронтовик, его в плен брали, и он из плена сбежал. Я знал его, работал с ним в Красноярске. Смоктуновского выгнали из театрального училища! Он 17 раз приезжал в Москву, уже хотел сброситься с верхнего этажа! И тут его приняли в Театр имени Ленинского комсомола, дали место в общежитии и небольшую роль. А на следующее утро к нему подходят и говорят, что в детском театре артист заболел и нужно его заменить. Смоктуновский бежит туда, играет, а там из Петербурга приехала женщина, которая искала именно такого артиста. Поехал он в Петербург на пробы, а там встретил режиссёра, который увидел в нём князя Мышкина. Иннокентий Михайлович его сыграл и стал всемирно известен! Вот какой случай получился. Вот такое искусство! В нужное время, в нужный час… Это очень важно! Не упустите свой шанс!

…У каждого человека на жизненном пути есть своё счастье, которое он готов делить с близкими и окружающими людьми. Я как один из волонтёров проекта и просто девушка, любящая каждого старика в этом доме, могу сказать: ветераны Дома Яблочкиной — невероятные люди. Они прожили долгую жизнь, в которой было много взлётов и падений, разочарований и жестокого опыта. Всё это продолжает таиться в их душе, давить. Но то маленькое счастье, которое так же присутствует, даёт им силы на новые открытия, общение, дела. Когда к ветеранам приходят волонтёры, помощники, близкие люди, они раскрываются. На самом деле они те же дети, что и 60–70 лет назад: они любят слушать, рассказывать и не любят одиночество. Каждый раз, приезжая в Дом ветеранов сцены, волонтёр и ветеран делятся друг с другом счастьем.

Евгений Юрьевич Стеблов

В День театра, 27 марта, поздравить наших замечательных ветеранов приехал народный артист России Евгений Стеблов. «У нас счастливая профессия! Мы занимались любимым делом», — сказал Евгений Юрьевич и пожелал здоровья, счастья и чтобы в Доме имени Яблочкиной всегда была творческая жизнь.

Представитель проекта «Вкус жизни. Связь поколений» Ирина Костина обратилась к ветеранам сцены: «Работать с вами — огромная честь! Мы получаем колоссальное удовольствие. Ребята, которые приезжают к вам в качестве волонтёров от нашего проекта, нашли себе бабушек, дедушек, наставников. Вы уникальны! Всё, что мы делаем с вашим участием, покажем 25 апреля на презентации проекта. Я желаю вам творческих успехов и больше взаимодействовать с младшим поколением. Ведь, работая вместе, вы расцветаете снова, как бутон алой розы, излучаете счастье и дарите нам свою любовь, за что огромное вам спасибо!»

Алина НАУМОВА
Фото Натальи СЕЛЕЗНЁВОЙ

 

Волонтёр Алина Наумова с редакторами «Пионерской правды»

 

Добавить комментарий