И в самом деле, для чего инженеру или банкиру знания о том, как жили люди в Древнем Египте? Или о том, как философы додумались до идеи бесконечности и необратимости времени? Разве эти знания помогут им лучше выполнять свою работу или заработать больше денег?
Возможно, интервью, которое дал «Пионерке» профессор культурологии РГГУ Игорь Григорьевич Яковенко, поможет получить ответ на этот вопрос: зачем людям гуманитарное знание?
– Игорь Григорьевич, может, и правда не надо себя мучить «лишними» знаниями?
– Все курсанты мореходных училищ обязательно ходят на паруснике, хотя, когда станут капитанами дальних плаваний, они будут командовать на самых современных судах, без мачт и парусов. И вы хотите знать, зачем им это нужно? С одной стороны, такова традиция. С другой, в итоге оказывается, что это очень полезная часть обучения. Моряк, который освоил науку управления парусами, правильнее принимает решения, у него ярче выражен креативный эффект. А узкие специалисты, как правило, видят мир плоско.
– С моряками понятно, они всё-таки реальной работой заняты. А писатели или философы – ну какая от них польза? Уж столько книг написано и теорий создано – читать не перечитать. Вон технарь собрал машинку – она заработала, получилась прибыль.
– В стародавние времена процветало государство Финикия. Финикийцы славились как опытные мореходы и расчётливые торговцы. Из письменных источников мы знаем, как строилось образование у финикийцев. В восемь лет финикийского мальчика отец брал к себе на корабль, и до 17 лет сын плавал по Средиземному морю. Постепенно узнавая, где и что надо покупать, куда отвезти, как охранять груз, как продавать.
То есть учился абсолютно прагматическим вещам: математике, бухгалтерскому учёту, ориентации по звёздам, поскольку компасов тогда не было. А тут же неподалёку в Древней Греции образование начиналось с того, что мальчики изучали философию, музыку, риторику, логику.
– И к чему вы клоните?
– Так дело-то в том, что в исторической конкуренции античность победила. Финикия и финикийцы растворились во тьме веков, оставив, правда, нам свой алфавит, на основе которого разрабатывалась письменность многих народов. А Древняя Греция стала колыбелью всей европейской цивилизации. И мы с вами, без сомнения, европейцы и наследники той культуры. Конечно, с точки зрения варвара нет никакого смысла получать гуманитарное образование. Оно же такое непрактичное! Но это узкий взгляд человека, незнакомого ни с историей культуры, ни с историей вообще. Именно гуманитарный взгляд позволяет хорошо делать железки, строить дома, развивать технологии.
– Вы меня запутали. По-вашему, выходит, надо отложить учебник математики и заниматься живописью, музыкой, литературой?
– Не надо никого заставлять чем-то заниматься специально: у человека должна возникнуть соответствующая потребность. Например, в нашей культуре принято посещать музеи. Ребёнка поведут на экскурсию в школе, он сходит на выставку с родителями. Большинство переживёт этот опыт спокойно и без последствий. Но один из трёхсот детей, попавших в музей, через какое-то время сам скажет: «Я хочу в музей ещё раз». И дальше может пойти по этой дороге и пройти бесконечно длинный путь. Ведь культура и институты образования дают человеку шанс. Если он за этот шанс ухватился, то дальше всё будет происходить естественным образом. А насильно это не всунешь.
Беседовала Екатерина СМИРНОВА.
Фото Ирины РЕНГАЧ.
[ratings]