Весна там была ранней и необыкновенно красивой. Под ярким синим небом зеленели травы, распускались цветы, пели птицы. Радуясь весне, люди жили своей обычной жизнью. И вдруг — беда, которая впоследствии изменила десятки тысяч человеческих судеб. Авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), случившаяся 26 апреля 1986 года.
Мы знаем, что сотрудники служб экстренной помощи — пожарные и врачи — незамедлительно прибыли на борьбу с последствиями катастрофы и на помощь пострадавшим. Среди этих сотрудников работал мой дедушка Вячеслав Владимирович Владзимирский, который в то время был ещё молодым. Дедушка — врач по профессии. В составе группы медиков-добровольцев он помогал эвакуировать население и оказывал людям медицинскую помощь.
Но не все местные жители сразу поняли, что произошло, не оценили масштабы беды. Так, председатель сельсовета одного из сёл не смог уговорить жителей принять в свои дома эвакуированных из зоны аварии. Тогда по домам пошёл мой дедушка. Он беседовал с людьми, убеждал их, кому-то тут же оказывал медицинскую помощь или помогал советом врача. И наступил момент, когда один из жителей уважительно сказал: «Если бы не вы, доктор…» Через несколько часов все эвакуированные были размещены.
В течение многих месяцев, сменяя друг друга, врачи работали в зоне аварии. Лучше других они понимали опасность ситуации, но выполняли свой врачебный долг.
Что такое врачебный долг? Я спросила об этом дедушку, и вот что он мне рассказал. Всем врачам хорошо известны такие слова, дошедшие к нам из Древнего Рима: «Светя другим, сгораю сам», которые голландский врач XVII века Николас Тульп предложил сделать девизом самоотверженных врачей. Дедушка рассказал, что на протяжении веков в истории медицины накапливались примеры верного служения врачей людям вплоть до самопожертвования.
В конце XVIII века во время нескольких эпидемий чумы рядом с тяжёлыми больными был врач Даниил Самойлович (Сушковский). В середине XIX века на полях Крымской войны врач-хирург Николай Иванович Пирогов, приобретая опыт по спасению раненых, создавал основы военно-полевой хирургии. В начале XX века в Первую мировую войну, а затем в нелёгких условиях земской больницы оказывал людям помощь, в том числе и неотложную, известный писатель и врач Михаил Афанасьевич Булгаков.
Особая страница летописи подвигов, совершённых врачами, написана в годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года ушёл на фронт весь первый выпуск Донецкого медицинского института имени М. Горького, в котором позднее учился мой дедушка. Многие погибли. Но те, кто вернулся и стал преподавать в родном вузе, пользовались особым уважением студентов, так как могли поделиться опытом, приобретённым на войне.
И я поняла, что люди, воспитанные на таких примерах, в том числе мой дедушка и его коллеги, не могли не поспешить на помощь пострадавшим в чернобыльской катастрофе.
«Если бы не вы, доктор…» — на протяжении многих лет работы мой дедушка слышал эти слова от пациентов. В них и уважение к врачу, и благодарность за помощь.
Следуя примеру отца, врачом стал и мой папа Антон Вячеславович Владзимирский. Сейчас он разрабатывает телемедицинские технологии оказания экстренной помощи больным и пострадавшим в районах, удалённых от медицинских учреждений, и при катастрофах. Я пока ещё не знаю, какую изберу профессию, но уважение к профессии врача останется со мной на всю жизнь.