Я решила написать это сочинение, чтобы сохранить в памяти народной имя человека, которого при жизни называли легендой. Это Бондарев Александр Иванович, участник Финской и Великой Отечественной войн, полковник, всю свою жизнь посвятивший военной авиации. К сожалению, его уже нет с нами, но память о нём ещё жива. Бондарев Александр Иванович – человек с непростой и интересной судьбой.

Родился он 21 марта 1917 года в г. Пологи Запорожской области. Там же окончил среднюю школу и поступил учиться в Днепропетровский металлургический техникум. Затем был призван служить в армию.
В ноябре 1938 года закончил Вольское военное авиационно-техническое училище, в котором готовили персонал для обслуживания авиационной техники. После учёбы отправили служить на аэродром в г. Люберцы.

Александр Иванович участвовал в войне с Финляндией, затем проходил службу в Латвии техником авиационного звена.
С 22 июня 1941года по 1945 год Бондарев А.И. – участник Великой Отечественной войны. Многое пришлось пережить в эти тяжёлые годы. Александр Иванович принимал участие в обороне Москвы, освобождении Калинина, Клина, Тулы… Воевал на многих фронтах. Прошёл с боями Украину и Польшу. Участвовал в операции по взятию Берлина.

У Александра Ивановича много наград. Одна из них – орден Красной Звезды – за оборону Москвы. Этим орденом он был награждён в 1942 году за отличную организацию работы и безотказность материальной части в звене. Из наградного листа: « Свой боевой опыт умело передаёт подчинённым. Умеет хорошо организовать работу в боевых условиях. Вся материальная часть под его руководством быстро восстанавливается и не знает ни одного случая отказа по вине тех. состава».

Осенью 1943 года Бондарев А. И. был награждён орденом Отечественной войны II степени. В наградном листе написано: «За обслуживание 900 боевых вылетов без отказа мат. части и восстановление 50 самолётов, за проявленное геройство и мужество при выводе мат. части из-под артиллерийского обстрела и выпуск её в воздух…».

В годы Великой Отечественной войны часто приходилось под артиллерийским обстрелом готовить к выводу из-под удара боевую технику. Во время одного из артобстрелов осколок снаряда задел пилотку Александра Ивановича. Вспоминая об этом, он говорил: «Повезло…».

После войны Бондарев А. И. остался служить в Вооружённых силах. На аэродром Клин он переведён в 1951 году. Александр Иванович обеспечивал авиационные парады над Москвой. Был советником Войска польского в г. Вроцлав. В 1955 году прибыл из Польши в Клин, и вскоре был назначен инженером истребительного авиационного полка в Ярославль. Закончил службу Бондарев А. И. в 1959 году в должности инженера дивизии истребительной авиации в Моршанске.

Но не смог сидеть дома. В 1962 году он стал техником группы «ПО и ЭА» ТЭЧ в/ч 45157 и проработал там не одно десятилетие. В 2006 году в восьмом номере научно-популярного журнала ВВС «Авиация и космонавтика» была напечатана статья «78-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья». Есть в ней такие строчки: «До сих пор в ТЭЧ эскадрильи работает наравне с молодыми лейтенантами 85-летний ветеран части полковник в отставке Александр Иванович Бондарев. Именно работает, а не числится!» Александру Ивановичу было в 2006 году 89 лет!!! И он каждый день ездил из города в военный городок Клин-5, чтобы заниматься своим любимым делом, делом, которому он отдал всю свою жизнь.

О ветеране Бондареве А. И. мне рассказали мои родители. А я поведала историю его необычной жизни Вам.

Маргарита Семёнова
Московская обл., Клин

[ratings]

Добавить комментарий