– Пап, ты кушай, – улыбнулась Нина. – Блины мы все вместе пекли.
За столом, провожая отца в дальнюю дорогу, собрались его четыре дочери: восемнадцатилетняя Нина, четырнадцатилетняя Валя, десятилетняя Галя и самая маленькая Тося, ей едва исполнилось четыре года. В начале июня жену Семена убило грозой, а немного позже пришла горькая весть – началась война. Что кроется за словом «война» девочки не знали, но по разговорам соседских женщин поняли, что грядет что-то нехорошее.Семен макнул румяный блин в мед. В этом суровом мужчине, одетом в походную форму, трудно было узнать их отца, но за горячим чаем Семен вспоминал веселые истории их жизни, как бы желая оттянуть момент расставания и сохранить его в памяти таким теплым, как мед с его пасеки. Но вот чай допит, остатки блинов сложены в котомку и пора отправляться в путь. – Ты же будешь писать нам? Каждый день, будешь? – спросила Галя. – Вы еще устанете мои письма читать! – пошутил отец.
Тося ловко вскарабкалась к нему на колени. К ней присоединились сестры Нина, Валя и Галя и вот уже семья грелась в объятиях друг друга – никому не хотелось отпускать отца. Глаза заблестели от слез, и Семен понял, что грустного расставания не избежать.
– Товарищи рядовые, я запрещаю вам разводить сырость, – нарочито грозным голосом сказал Семен. Нина, ты остаешься за старшую. Дрова заготовлены, овощей полный погреб, меда две бочки, мука в амбаре. До весны хватит, а там, глядишь, и я вернусь. Ну, до встречи!
В окнах промелькнул силуэт – никто не решился что-то сказать. Нина прервала затянувшуюся тишину и тоном, не требующим возражений, сказала: – Завтра пойду устраиваться на завод!
Так и повелось с тех пор – Нина не покладая рук трудилась на заводе. Специальность токаря освоила быстро и смело бралась за любое дело, если было нужно, оставалась допоздна. В цехе ее хвалили, она лучше и быстрее, выполняла свою работу. Но тоска по отцу, беспокойство за дом и отсутствие повседневных радостей повергало ее в уныние, она заметно похудела. Хорошо хоть соседка Клавдия по хозяйству помогала. Младшие девочки взяли на себя все домашние обязанности.

Осенние погожие дни сменились пасмурными, и заметно похолодало – все чаще дул пронизывающий ветер. В один из таких дней Нина была на заводе, Валя ушла на рынок, а младшие девочки – Галя и Тося остались одни. Рядом с домом был небольшой, но довольно глубокий пруд. Мутная вода казалась бездонной. В тот день в голову Гале пришел сумасшедший, но, как ей казалось, очень веселый план. – Тося! – крикнула Галя. – Иди сюда.
Маленькая девочка увидела Галю на сорванной с петель старой двери, которая мерно покачивалась на воде. Недолго думая, Тося неуклюже вскарабкалась и оттолкнулась ногой.
– Предлагаю наш корабль назвать «Победа»! – торжественно крикнула Галя и встала в полный рост. Импровизированное судно накренилось, и маленькая Тося кубарем скатилась прямо в воду. Галя, совершенно не ожидавшая такого поворота, завизжала и попыталась схватить Тосю за руку и затащить обратно, но тоже оказалась в воде. Растерявшиеся девочки захлебываясь, били руками по воде и цеплялись за край. Галя не на шутку испугалась и, что было сил, звала на помощь. Казалось, что никто не отзовется на крик – возгласы девочек растворялись в свинцовом небе. Наконец они все-таки были услышаны –охая и ахая, к ним бежала Клавдия. Попыталась сначала помочь с берега – план провалился – женщина кинулась в воду, и на своих широких плечах буквально вынесла намокших, как котят, девочек.

Алина Насретдинова
Республика Башкортостан, г. Благовещенск,

[ratings]

Добавить комментарий