«Детство забрала война». Рис. Егора КУВШИНОВА (Самарская обл., Отрадный)
Это было в мае сорок третьего… В нашей газете появились рассказы ребят, привезённых в Молоковский детский дом Калининской области из районов, освобождённых от фашистских захватчиков. Вот тогда читатели и увидели портрет Лиды Фёдоровой, трёхлетней девочки из деревни Лужно Лычковского района Ленинградской области.
Лиду чуть живую нашли на дорогах войны. «Где твой папа?» — спросили девочку. — «Папа на войне». — «А мама где?» — «Мама в ямке. Её убил фашист». — «А сестричка у тебя есть?» — «В ямке с мамой». — «Как её звали?» — «Таня». Больше у Лиды ничего не удалось узнать…
Прошло немного времени, и в газете было напечатано письмо с фронта. Боец Василий Иванович Артёмов писал:
«…У меня дома есть дети почти такого же возраста. А вот у Лиды Фёдоровой нет родителей. Я хочу быть её отцом. За горе маленькой девочки мы, воины, отомстим…»
Очень скоро «Пионерская правда» получила ещё одно письмо:
«Прочёл я письмо фронтовика Василия Артёмова. Думаю, что Василий Иванович Артёмов не будет возражать, что я через вашу газету пересылаю для Лиды 300 рублей. Капитан А. Подопригора».
Совсем незнакомые люди в трудную минуту становились близкими друг другу. Это подтверждалось каждый день.
Именно тогда к нам в редакцию зашёл прилетевший с фронта военный корреспондент «Правды» Пётр Лидов. Тот самый Лидов, который первым узнал о подвиге Зои Космодемьянской и поведал об этом всему миру в своём военном очерке «Таня», опубликованном в «Правде». Несколькими месяцами позже Пётр Лидов сам погиб на передовой, собирая материал для газеты…
А в тот день он взволнованно рассказывал о письмах, которые пишут на фронт дети, потерявшие родителей и чудом спасшиеся сами от фашистской расправы. На одном таком конверте было написано:
«Бойцу, у которого убили детей».
Тамара и Галя Васильевы писали из детского дома:
«Нас осталось четверо — три сестрёнки и брат двух годов. Мстите за нашу маму».
Осиротевший Витя Емельянов просил:
«Товарищ боец или командир! Может, кто из вас не получает, как и я, писем от родных. Я буду ждать ответа…»
Петр Лидов привёз тогда ответы фронтовиков детям-сиротам.
«Милые ребята, Галя, Тамара и остальные двое, имена которых я ещё не знаю! Напишите мне, согласны ли вы иметь такого отца, как я. Была у меня своя семья — жена, ребёнок. Но они, вероятно, погибли, когда стервятники бомбили Воронеж. Пишите мне, дорогие ребята. Разгромим мы немецких разбойников и будем жить одной дружной семьёй.
Александр Пожарский. Полевая почта 14092-Д».
Ещё письмо:
«…Считайте меня своим родным отцом. Победим врага, окончим войну, и я возьму вас с собой в далёкий тихий Казахстан, воспитаю вас… Ожидайте меня с победой. Напишите письмо своим новым сестричкам и братишкам по адресу: Казахская ССР, г. Щучинск Акмолинской области, Борлестехникум, Мельниковой Аве.
Целую, милые детки, остаюсь ваш папа, гвардии капитан Семён Карпович Мельников. Полевая почта 14092».
— Вряд ли следует что-либо добавлять к этим письмам, — сказал тогда Пётр Лидов. — Лучше, чем те, кто их писал, не напишешь, и больше того, что сказало их сердце, не скажешь…
Память человеческая держит и то, что когда-то нанесло рану, и, пожалуй, ещё больше то, что в тяжёлый момент согрело сердце. Доброта людская не забывается. И мы не удивились, когда на днях, накануне 35-летия Победы, пришло письмо от участника Великой Отечественной войны коммуниста Антона Яковлевича Подопригоры. Он, его дети и внуки спрашивают: «Где Лида Фёдорова, которую в 1943 году удочерил фронтовик Василий Артёмов? Как сложилась её судьба?» В письмо вложена фронтовая газета «Герой Родины» от 19 февраля 1944 года.
Новая подробность и ещё одно подтверждение тому, что советские люди в трудную минуту становятся близкими, протягивают руку, подставляют плечо.
О чём же сообщала заметка во фронтовой газете? О том, что в подразделение пришёл почтальон и первым долгом направился к капитану Подопригоре: «Опять вам, товарищ капитан!» Две тысячи писем получил Антон Подопригора за два месяца войны! Ответить всем не было возможности, и он раздавал письма бойцам всего полка. Завязалась удивительная по силе единения людских сердец переписка. И всё это сделало письмо капитана Подопригоры, напечатанное в «Пионерской правде».
«Как радостно знать, — написала на фронт учительница из Чувашии Екатерина Смирнова, — что вы даже в боях с врагом не забываете о маленьких гражданах нашей любимой Родины. В ответ на вашу заботу хочется отдать все силы, чтобы помочь вам быстрее разгромить врага».
Писали школьники — пионеры и комсомольцы, докладывали фронтовикам о своём учении, писали рабочие оборонных заводов, рассказывали о самоотверженном труде. И во многих письмах повторялись слова: «Ради таких, как Лида Фёдорова», «За таких, как Лида…»
Сегодня очень хочется узнать о судьбе Лиды, о детях Васильевых, о Вите Емельянове, о том, как сложилась жизнь осиротевших ребят, которые нашли большую родную семью в Молоковском детском доме, были согреты сердечным теплом своих новых отцов и матерей. Дошли ли по фронтовым дорогам до Дня Победы Василий Иванович Артёмов, Александр Пожарский, Семён Карпович Мельников, чьи сердца были полны заботой о детях? Советский воин и доброта к детям — это неразделимо на века.
Василиса ГРАНДОВА,
«Пионерская правда» № 38 (6453), 9 мая 1980 года