«Ребята, а вы знаете, что такое толерантность?» – с этого вопроса начала сегодняшнее занятие Оксана Владимировна. Оказалось, что многие из нас не знают значения этого слова: то ли малы еще, то ли с нами просто мало говорят на эти темы. А Оксана Владимировна говорила. Много. Приводила массу примеров, описывала случаи из своей жизни. Подталкивала нас вспомнить «свой» случай, «свой» пример…
И я вспомнила. Живу я в очень маленьком дачном посёлке под названием Золотово. Местные его любя деревней называют. Но при этом тут масса прекрасного: во-первых, это заповедная зона, а значит, и обитателей фауны в достатке; во-вторых, рядом находится огромное озеро с островами в центре, а вокруг него растут грибы. А в-третьих, в Золотово живут самые золотые люди. Они не покрыты драгоценным металлом и не блестят на солнце, но зато душа у них золотая. И вот однажды на нашей улице появились новые соседи. Сначала никто и не заметил их.
Они поселились в старом покосившемся доме, который долгое время пустовал, и вели себя очень тихо. Но наша любопытная компания – местная детвора – вычислила их. Услышав голоса за забором, где долгое время была тишина, мы заглянули в щелку. Высокая женщина с уставшим лицом о чем-то беседовала с не менее высоким мужчиной. Но не расслышав разговора, мы удалились. Вернулись мы на следующий день. И заглянув в заветную щелку снова, я остолбенела. На меня, с другой стороны, смотрел детский глаз. Зеленый.
– Ты кто? – спросила я.
Но ответа не последовало. Глаз продолжал смотреть на нас с любопытством и молчал. Ни слова. Ни звука.
– Как тебя зовут? – снова спросила я.
Но в ответ снова только тишина. Мы стали каждый день приезжать к забору. И глаз каждый раз уже ждал нас. Но ни единого слова мы от него не слышали, сколько мы не пытались его разговорить. Но однажды калитка все-таки открылась, и на улицу вышла высокая женщина. А рядом за руку с ней шагала девочка лет 4-х с белыми кучерявыми волосами и зелеными глазами.
– Ребята, здравствуйте, – улыбнулась женщина.
– Это моя дочка Варя. Мы из Луганска к вам приехали. Тетя Инна, а именно так звали женщину, рассказала историю, от которой у нас побежали мурашки. Они жили в месте боевых действий. Каждый день проходил под звуки стрельбы и взрывающихся снарядов, каждый день приходили известия о гибели знакомых, соседей, близких. Было страшно, особенно за жизнь детей. Тогда, долго не думая, оставив в Луганске все и взяв только документы, они сели в машину и уехали.
После такого рассказа вопросов, почему Варя не разговаривает, больше не было. Мы поставили цель помочь Варе забыть об этом кошмаре и продолжить радоваться жизни. На следующий день мы зашли за Варей и пригласили с нами погулять. Мы веселились, и она улыбалась с нами. Мы всегда были вместе, даже когда делали дорогу на нашей улице, а потом торжественно ее открывали вместе со всеми соседями. А еще каждый из нас собрал дома как можно больше вещей: книг, игрушек и одежды, из которых мы уже выросли, а Варюше они были в самый раз. Когда мы отдавали эти вещи ей, её мама чуть не плакала, а Варенька взяла пакеты, перебирала их содержимое и смеялась.
Она уже совсем скоро стала произносить наши имена и даже здороваться с нами. Мы с ней сдружились. Сейчас семья Вари смогла снять более уютное жилье в другом городе, но ее мама иногда звонит нам. Варя сейчас ходит в детский сад, много разговаривает и даже выступает на сцене. Мы за неё очень рады и знаем, что наша помощь и поддержка ей сильно помогли.
Варвара ИВАНОВА,
Московская обл., Воскресенск
[ratings]