Дорогая, сестра Дуня! Пишу тебе на привале вблизи села Яковлево, что в пятидесяти километрах от Белгорода. Немцы давят нас со всех сторон. Завтра ждём ожесточённый бой. Будет нелегко,…но Дуняша, нам отступать некуда.…Твой брат Серафим. 04.07.43г.

Сестрёнка, дорогая моя! Пишу тебе наспех из окопа. Вот уже несколько дней бьёмся ни на жизнь, а насмерть. Потеряли мы много техники. Грохот и свист стоит такой, что перепонки не выдерживают…Лёнька, приятель мой Рязанский, погиб вчера, не выбрался из люка. Не смог я помочь ему, вот терзаюсь теперь.… Обнимаю тебя, твой Фима. 08.07.43г. Дуняша, милая моя! Стоим под Прохоровкой. Задача наша на ближайшие дни-сдержать наступление, не подпустить врага, прочно удерживать рубежи. Земля горит под ногами, большие потери несём, но приказ выполним: « Ни шагу назад!». Наши люди фрицевских танков не боятся, и я, брат твой, смерти не боюсь.…Обнимаю крепко, твой брат. 14.07.43г.

Я держу в руках последнее, пожелтевшее, истончённое от старости письмо-треуголку двоюродного деда мой мамы Хабарова Серафима Степановича. Ему было всего двадцать, когда он, совсем наведавши жизни, ушёл на фронт добровольцем из села Зюзино Икрянинского района Астраханской области. Больше от него Дуняша, моя прабабушка писем не получала, и похоронка тоже не пришла… Серафим был одним из трёх младших братьев моей прабабушки Хабаровой Евдокии Степановны. Они были особенно близки: делились секретами, мечтами, надеждами, сидя на берегу Волги и глядя на проплывающие баржи и рыбацкие лодки. Дуня шила брату косоворотки, а ворот вышивала затейливыми узорами. Когда Дуня родила девочку Зиночку, Серафим охотно нянчился с малышкой и был прозван «Нянь Сима». Он был бы хорошим отцом…

В августе 1941 года, никому ничего не сказав, белокурый парень с игривым прищуром ушёл на фронт бить врага за Дуняшу, за Зиночку, за Волгу, за Родину. До сих пор числится мой прадед-герой как без вести пропавший в танковом сражении под Курской дугой. Бабушка рассказывала маме, что видели Серафима сослуживцы, как он из танка вылез и врукопашную на немца пошёл.…Своей сестре он часто писал, чтобы она жила и за себя и за него. Евдокия Степановна прожила до глубокой старости, пережив голод и лишения, воспитав четверых детей.

Она всю жизнь чтила светлую память о своём младшем брате Серафиме, бережно храня его письма и документы. Каждый год, девятого мая, в День Победы я как можно выше поднимаю табличку с именем победителя-Хабарова Серафима Степановича, и иду в бессмертном полку с гордостью за храбрость и отвагу всех солдат, сложивших свои головы на полях сражений за нашу Родину.

Великой победе нет срока давности, а значит память бесконечна.

Елена КАЗАРЕНКО,
Астрахань

[ratings]

Добавить комментарий