Война… Страшное слово… Оно прогремело над нашей Родиной 22 июня 1941 года, разрушив спокойную и налаженную жизнь миллионов людей. Среди мобилизованных в первые месяцы войны был и мой прадед, Григорий Андреевич Дорошенков. Именно о нём я хочу рассказать.

Родился он в 1913 году. В 1922 начал учиться в школе, успел окончить 3 класса. Служил в армии с 10 октября 1935 года по 11 ноября 1937 года. Жил обычной жизнью. Всё перевернулось в июле 1941 года, когда он получил повестку из военкомата. Мой прадед сначала был в 4-ом отдельном строительном батальоне, в марте 1942 года его отправили на линию фронта, где его призвали в 1085 стрелковый полк. Он стал автоматчиком, храбро сражался, вместе со всеми мечтал о скорой победе над врагом. Но 14 августа 1942 года случилось то, чего, наверное, боялся каждый солдат: он попал в плен.

Первый раз он попал в концлагерь «Маттенхаузен», после был отправлен в «Освенцим», потом были и другие лагеря. Думая об этом, вспоминаешь слова героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»: «Природа везде там, браток, разная, но стреляли и били нашего брата везде одинаково…» И точно так же, как Андрей Соколов, мой прадед не хотел сдаваться: несколько раз он пытался совершить побег, после был приговорён к расстрелу, но его смогли спасти американцы. Нам очень повезло, что Григорий Андреевич оставил записки о том, что ему пришлось вынести в годы Великой Отечественной войны.

Хочу привести лишь несколько фрагментов: «…Во время побега нас застали на дороге, и мы сразу стали обороняться. Через некоторое время мы потеряли огромную часть состава. …Нас стали окружать на дороге немцы, и пехота с собаками. Бежать было некуда, но тут пришло подкрепление, которое вызвали 30 минутами назад. Это были американцы, которые смогли нас высвободить…» … «После освобождения весил я около 35 килограммов: кормили нас, прямо скажем, «нечасто»… Его били, унижали, заставляли работать на фашистов. Постоянно допрашивали. После того, как его освободили, он рассказывал, что еда для него стала каким-то необъяснимым даром: «До сих пор, как сажусь за стол, всегда облизываюсь и хочу съесть всё и даже больше, боюсь, что когда-нибудь снова придётся голодать».

Из плена прадед был освобождён 6 мая 1945 года. В августе того же года был отправлен в Кемерово на центральную шахту. В 1954 году он переехал в исчезнувший посёлок Бирюля Кемеровской области на лесозаготовительные заводы. Пробыл он в этом городке недолго и через два года решил перебраться в Томск. Он рассказывал, что Томск – необычный и удивительный город, который покорил его сердце, и здесь он остался на всю жизнь. В 1963 году он был реабилитирован, а 20 июля 1981 года Григорий Андреевич умер. Он был награждён медалями «20 лет Победы» и «50 лет Вооружённых сил». Судьба Григория Андреевича – это судьба многих людей его поколения. И снова хочу вспомнить героя рассказа М.А. Шолохова: как и Андрей Соколов, мой прадед, пройдя тяжкие испытания боями, пленом, голодом, жестокостью, сумел сберечь в себе ЧЕЛОВЕКА, создать семью и прожить долгую и, я надеюсь, счастливую жизнь.

В нашей семье его помнят как доброго, великодушного, но сдержанного на эмоции человека. А это значит, что война не только убивает, но и рождает: рождает настоящих героев, память о которых хранится в наших сердцах, не зная срока давности…

Роман ДОРОШЕНКОВ,
Томская обл., Кисловка

[ratings]

Добавить комментарий