Мы побеседовали с руководителем Ордена гражданского подвижничества имени С.С. Смирнова Александром Викторовичем Блинковым и ребятами.
Поисковая работа — дело опасное. На месте поиска пропавших без вести бойцов земля буквально нашпигована боеприпасами, которые ещё способны взорваться. Именно поэтому многие считают, что поисковая работа не для детей.
— Что надо знать, чтобы быть поисковиком?
— Всё начинается с элементарной техники туризма, техники безопасности, ориентирования, — рассказывает Александр Викторович. — Потом новички знакомятся с военной техникой, предметами, которые могут встретиться в поиске. Изучают экстремальную медицину — как оказать первую помощь. Затем — методика военного поиска, военно-исторический курс, какие где были бои. За 38 лет существования нашего отряда (он создан в 1983 году) у нас не было ни одного ЧП Наши дети проходят серьёзнейшую подготовку. И очень дисциплинированы, никогда не станут ничего хватать.
Нам было очень интересно услышать о мемориале в Спас-Вилках, который создали смирновцы. Вот что нам рассказали Яна Шемякова, Соня Форопонова и Миша Надеждинский.
— Отряд много лет работал в Шаховском районе Московской области — там были тяжёлые бои в 1942 году. В результате поисковой работы смирновцы подняли более трёхсот бойцов. В 2000 году дети Ордена смирновцев решили построить свой мемориал. Среди детей-смирновцев был объявлен конкурс «Каким я вижу памятник своему прадеду?» Свои работы прислали и ученики школ Москвы и Шаховского района. Выбрали лучшую из почти двухсот работ. В администрации Шаховского района и Правительстве Московской области проект одобрили!
Строили мемориал дети своими руками. Разумеется, без помощи взрослых не обошлось: расчёт фундамента делали профессиональные архитекторы, на кранах и экскаваторах тоже работали взрослые.
С 2000 года работы на мемориале захоронено уже больше двух тысяч бойцов. Это единственный в мире детский мемориал.
— Как вы узнаёте, где надо искать людей?
— Находим в архивах карты, документы, приказы генералов, дневники бойцов. Выезжаем на местность и подтверждаем, что там шли бои: есть остатки блиндажей, эскарпов, окопов, гильзы, пулемётные гнёзда… Живём в палатках в лесу, работаем.
— Принимаем в гости енотов, зайцев, лис, — добавляет с улыбкой Александр Викторович. — Они воруют у нас еду. В общем, полная романтика: и песни у костра, и страшные рассказы…
— А когда вы поднимаете людей, как ищете родственников?
— Первым делом пишем в военкоматы, откуда боец призывался. Обращаемся в местные органы управления, даём объявление в местную газету, обращаемся на сайты, где собрана информация о бойцах. В общем, поиск — сложная и очень интересная исследовательская работа.
Беседовали Мария ЗУБАИЛ, Ксения ГРИГОРЧУК, Егор АЛОНЦЕВ,
объединение «Люди на верблюде», Москва