Показали мальчики за четыре года,
кто такие мальчики нашего народа.
Знаете… Тяжело осознавать, что поколение победителей уходит и мы с вами, по сути, последние, кто может СЛЫШАТЬ историю такой, как она есть! Еще страшнее осознавать, что для многих годы войны пришлись на детство…
Наличие ребенка в период военных действий на протяжении всей истории и в разных культурах считается серьезным предательством социальных ценностей.
А что чувствовали они, мои прадеды-ровесники, когда первый налет немецкой авиации застал их в 13-летнем возрасте?
Крым, с. Насыпное (до 1945 года с. Насыпка), 8 км от г. Феодосия. Город был дважды в оккупации: с ноября – декабрь 1941 и 18.01.1942- 13.04.1944.
В городе действовало антифашистское подполье, в пригороде – партизанские отряды. Город был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Отца моего прадеда (Рябоштанова Гавриилу Савича) не взяли на фронт, поскольку он работал на стратегическом объекте – мельнице. В период немецкой оккупации он смог спрятать большое количество зерна, и ночью на мельнице изготавливал хлеб. Мой 13-летний прадед – Рябоштанов Владимир Гаврилович – шестой ребенок в семье – относил этот хлеб тайными тропами в партизанский отряд. Однажды, одна их местных жительниц (крымская татарка) выдала Гаврилу Савича полицаям: за связь с партизанами и за сокрытие зерна от немецкой армии. Гавриила Савич спас сына и семью, взяв всю вину на себя – и в назидание всем остальным его, избитого, но живого повесили в центре поселка на кресте. Но на третью ночь Гавриила Савич исчез – его спасла другая (крымская татарка), беременная местная жительница, имевшая на тот момент двух малолетних детей в возрасте один и два года. Спрятав в своем подвале, она выходила его, и там он был аж до освобождения Красной Армией в 1944 году.
Сын и отец, который от побоев ослеп на один глаз, а второй видел только на 30-40%, остались живы. Прадед мой прожил долгую, мирную жизнь. После войны служил в армии, затем всю жизнь работал на грузовых автомобилях дальнобойщиком и ездил по всему СССР –учил уже моего деда и отца географии по местам его трудовой славы.
Мой второй прадед Мариин Григорий Фомич – 1928 года рождения, тоже носил хлеб партизанам в Хмельницкая области, д. Шурупково (с. Шрупков) село было в оккупации с 1941-1943 года. Однажды прадеда поймали полицаи, но его спас сельский староста – выменяв его жизнь и жизнь его семьи за продукты питания. После этого, прадед Григорий нашел новые более безопасные маршруты доставки продуктов партизанам и делал это до конца войны. Впоследствии, старосту расстреляли, как пособника фашистам.
Такой удивительной нитью переплетаются человеческие судьбы в истории нашей семьи. Война вскрывает качества людей, лишний раз показывая, что нет плохих наций, а все зависит от самих людей, их ценностей и внутренней опоры.
Наши славные предки надеются на нас! Они верят, что мы не допустим того, чтоб нашу историю переписали. Когда прятали зерно от немцев и по ночам выпекали хлеб и затем, тайными тропами, рискуя жизнью, мои ровесники – прадеды Владимир Гаврилович из Крыма и Григорий Фомич с Западной Украины носили хлеб партизанам. Они верили в будущее без войны. Они верили в свое Отечество и они верили в нас, в наше светлое, мирное будущее, в наши победы! Дорогие мои прадеды, я вас не подведу! Я буду достоин вас и вашего вклада в Победу!

Илья Рябоштанов,
Республика Крым

[ratings]

Добавить комментарий