Великая Отечественная война – важная и скорбная страница в истории нашего государства. Несмотря на военную обстановку в стране, закон о всеобщем обучении остался незыблемым в условиях войны.

Как только наша армия освобождала какой-либо населённый пункт от немецко-фашистских захватчиков, школы открывались практически сразу. Однако при этом значительная часть учителей не смогла остаться в стороне и вместе с солдатами встала на защиту Родины. Празднуя 9 мая, чаще всего мы вспоминаем героев, чьи подвиги известны широкой массе людей, реже – учителей, совершивших не менее бесстрашные поступки, уйдя на фронт или оставшись преподавать в столь ужасных условиях. Говоря о педагогах-фронтовиках, нельзя не вспомнить учителя из Беларуси Машерова Петра Мироновича (13.02.1918-04.10.1980).

После окончания института Пётр Машеров по распределению поехал на работу в Россонскую школу Витебской области, где работал учителем физики и математики. С первых же дней войны Пётр Машеров вступил в ряды армии, но уже в августе его воинское подразделение попало в окружение, а Машеров оказался в немецком плену. Вместе с другими товарищами его погрузили в товарные вагоны и увезли в неизвестном направлении. По счастливой случайности ему удалось сбежать, на полном ходу выпрыгнув из поезда через узкое отверстие в боковом люке. Сбежав из плена, Машеров более двухсот километров в течение двух недель бродил по лесам и болотам до родных Россон, которые к тому времени уже были оккупированы немцами. Очутившись в родном посёлке, устроился на прежнюю работу в школу, а вечерами подрабатывал счетоводом. Пётр Машеров организовал подпольную группу, в которую входили его бывшие и настоящие ученики, коллеги и односельчане.

Подпольщики собирали оружие и боеприпасы, печатали листовки. Партизанская кличка Машерова – Дубняк. Весной 1942 года он ушёл в лес и командовал партизанским отрядом, который в народе называли «отряд учителей». За годы партизанской борьбы Машеров был дважды ранен. В первый раз пуля попала в ногу. Истекающего кровью молодого партизанского командира выхаживала его бывшая ученица. Когда Петру Мироновичу стало немного лучше, он незаметно перебрался в дом своей матери. Вернувшись после выздоровления в лес, Машеров снова оказался на передовой и принимал самое активное участие во всех тщательно разрабатываемых им самим операциях. Слава о легендарном командире по кличке Дубняк распространилась по всей территории Беларуси. Немцы устроили на него настоящую охоту. Одно из самых дерзких действий партизанского отряда – взрыв стратегически важного железно-дорожного моста через реку Дриссу, благодаря чему на некоторое время было остановлено движение вражеских эшелонов по дороге Витебск-Рига.

Второй раз Машерова ранили в руку, но его жена перевязала мужа и вывела его с поля боя. Не сумев схватить Дубняка, фашисты пришли в дом его матери. Женщину долго пытали, но она стойко переносила мучения и не выдала сына и других подпольщиков. Узнав об аресте матери, Пётр Миронович начал готовить удар и в результате удачной операции выбил немцев из районного центра. Но, к сожалению, партизаны опоздали: к тому моменту Дарью Машерову и других жителей, уличённых в связи с партизанами, расстреляли. Через несколько месяцев Машеров стал комиссаром партизанской бригады имени Рокоссовского, а спустя еще некоторое время возглавил Вилейский подпольный обком (областной комитет) комсомола.

В это время Петру Мироновичу было 26 лет. Звание Героя Советского Союза ему присвоили в августе 1944 года.

Анна ФИЛАТОВА,
Рязанская обл., Сасово

[ratings]

Добавить комментарий