Когда началась война, моей бабушке Рае было 4 года. Она родилась в 1937 году.

Откуда родом, кто ее родители и почему была одна – не помнит, но в первые дни войны она со многими другими детьми оказалась в эшелоне, который шел из города Львов (Украина) на восток, вглубь Советского Союза. Эшелон не ушел далеко – его разбомбили возле города Каменец-Подольский. Выживших после бомбежки детей раздавали в «добрые руки» местным жителям.

Мою бабушку взяла в дом пожилая женщина – баба Текля, у которой дети уже выросли. Так бабушка Рая оказалась в селе Жердя Ориниского района. Сейчас это Хмельницкая область. Так как гитлеровцы быстро продвигались на восток, к Москве, село оказалось в их «глубоком тылу». В нем не было большой военной части, рядом не было наших партизан, поэтому немцы не особо зверствовали. Или бабушка этого не помнит, но помнит голод, разруху и вечный страх. Когда немцы уходили, они сожгли все дома в деревне. Бабушка Текля приняла решение отдать Раю в детский дом – наступали голодные времена. Но там ее оформили не по тем документам, что были у нее во время войны. Бабушка помнит, что на них были фотографии человека в военной форме, значит, ее папа был офицером. Однако, в детский дом баба Текля эти документы не отдала – сказала, что потеряла. А бабушке Рае обещала рассказать причину, когда та немного подрастет. Но не успела – умерла. В Советском Союзе о сиротах заботились.

Детский дом находился в бывшей барской усадьбе. У детей была форменная одежда, их неплохо кормили. Бабушка помнит, что к ним в детдом часто подбрасывали маленьких детей – спасали их от голода. Ведь гитлеровцы, отступая, уничтожали все припасы и семена. У детей было хорошее обучение – даже был свой детский оркестр, большой рояль. Есть такой фильм про послевоенных детдомовцев – «Подранки». Бабушка говорит, что у нее был точно такой же дом, и такие же добрые учителя. Она всегда плачет, когда смотрит этот фильм. После детдома бабушка Рая пошла в педагогическое училище, а потом и в педагогический институт.

Она – преподаватель русского языка и литературы. Всю свою жизнь бабушка Рая искала своих родителей: она писала Агнии Барто, которая вела передачу по радио о поиске пропавших детей, делала запросы в архивы НКВД – но никакой информации не получала. Ее дочь – моя мама, писала запрос в передачу «Жди меня», но тоже пока без ответа.

Я считаю, что для нашей семьи Великая Отечественная война не кончится, пока мы не найдем информацию про бабушкину семью.

Ксения ЗАНИНА,
Москва

[ratings]

Добавить комментарий