Звонок в прошлое. Майские солнечные дни всегда поднимают мне настроение. Север. Весна.
Возникает особое чувство свободы под дуновение ветра. Снег ещё местами лежит на обочине дороги, бегу домой, чтобы позвонить бабушке и поздравить её с Девятым мая, с Днём победы. Я с ней созваниваюсь часто, но сегодня особенный день! – Бабуль, привет! С праздником тебя! – кричу в трубку телефона, не добежав до дома. Она, конечно, рада моему звонку. Слышу, всхлипывает, видимо вспоминает своего отца, деда. Чтобы отвлечь её, говорю: «Бабуль, расскажи новую историю про своего деда, мне очень интересно». Она отнекивается, бормоча в телефон, что сто раз рассказывала уже всё. Дышу в трубку, молчу.
Она начинает свой рассказ, я слушаю и боюсь сбить её. – Вот отец-то мой был мальчишкой десятилетним во время войны. Всё он помнил: голод, нужду и страх. «Все для фронта, на разгром врага!» – лозунг стал главным и для жителей маленькой деревеньки. Однажды от отца своего получил маленькую посылку с фронта. Счастью семьи не было предела: письмо долгожданное и бандероль! В свёртке лежали изумительные трофейные вещицы: ручка и кусочек мыла. Хранил, маленький дед твой, Давид, сколько мог. Однажды наступили голодные дни, когда неделями уже нечего было есть. Тогда он решился продать дорогие ему вещи. Нужно было как-то выйти из нищенского положения. Пошёл он в богатый соседский дом, хотел обменять на хлеб. Хозяин избы взял фронтовые вещи, одобрительно кивнул и ушёл, а на мальчишку натравил собак и сказал, чтобы не приходил больше. Как обидно было голодному ребёнку, который потерял всё: веру в добро и справедливость, надежду на пропитание.
Выжил Давид, но здоровья хорошего уже не было. От холода и нужды часто болел и стал астматиком. Вырос он, но не стал жестким и злым. Наоборот, выучился, получил образование и работал всю свою жизнь электриком. Вот так, даже война не портит душевной доброты людей. Прожил он пятьдесят два года, мама твоя его плохо помнит. Бабуля останавливает свой рассказ, молчит. Я не хочу сбивать её мысли, тоже молчу. Перед глазами появляются образы: мальчишка худой, старый дом, поле… Мои мысли перебивают слова бабушки: «Давай, внучок, продолжим позже. Суп у меня на плите закипает, надо доварить». Кое – как дождался вечера, не могу выкинуть из головы рассказ бабушки. Что же потом?
Прадед, Яковлев Иван Яковлевич, вернулся с войны, я знаю. Он деревенский парень, родился в 1902 году в деревне Янситово Моркинского района Марийской АССР. Окончил всего лишь 3 класса, но был грамотным и имел прекрасный почерк. В 1942 году был призван на военную службу из Моркинского РВК. На момент призыва был женат на девушке Анне. У них было 11 детей, но девять из них умерли от кори, остались в живых только двое: Давид и Клавдия. Попал он в Ленинградский 223 армейский запасный стрелковый полк. В январе 1943 года войска фронта прорвали блокаду Ленинграда и восстановили сухопутную связь города со страной. В составе Волховского фронта их дивизия перешла в наступление в направлении Тортолово, но натолкнулась на оборону, попала под сильный артиллерийско-минометный огонь противника и была вынуждена остановиться. Во время этих военных действий, я знаю, кинулся с гранатой в руках под танк, был ранен, попал в медсанбат. Вот, дед мой, Давид, маленький мальчишка пытался казаться взрослым мужчиной, помогал матери как мог. И что же потом…
Как же это прадед вернулся домой? Чем занимался? Приготовил мысленно все вопросы и решил позвонить повторно. – Алло, это опять я! Суп сварила?
Богдан ИВАНОВ,
Тюменская обл., Сосновка
[ratings]