Пропавший без вести солдат, кому то сын, кому-то брат, Он, не вернувшийся с войны, так и остался лишь солдатом. Лишённый званий и наград, лишённый имени и славы, Он для кого-то был родным, своим единственным солдатом…
Л. Милевская

После окончания Великой отечественной войны прошло уже семьдесят семь лет. Много это или мало? Много, вот уже скоро сто лет пройдет, как победили люди фашистского монстра. Много, потому что свидетельницы той войны, моей прабабушки, давно нет в живых, да и сыну прабабушки, моему деду, уже семьдесят лет. Три поколения выросли, состарились, ушли… Много лет минуло после войны…

Мало времени прошло, потому что не успели люди дождаться своих сыновей с войны, не хватило времени, чтобы обнаружить о них хоть какие-нибудь сведения. О пришедших солдатах с войны, с плена, с концлагерей мы знаем все или почти всё. Об этих событиях пишут книги, проводят расследования, снимаются фильмы. Героев чтят, предателей презирают, все по правилам. Но сегодня не об этом. Сегодня я хочу поговорить о тех семьях, которые получили короткое сообщение с текстом «Ваш сын пропал без вести». Я хочу поговорить о нелёгкой доле тех семей, которые являлись родственниками «пропавших без вести». Хочу поведать миру о том, как непросто складывались их судьбы – ведь в голодные послевоенные годы пенсия пропавшего без вести солдата была крайне мала. Мне об этом рассказывала моя бабушка, она помнит все лишения, голод, и даже, недоверие окружающих. А теперь подробнее.

В нашей семье воевало два брата моей прабабушки – Фёдор да Степан. Ушли воевать, когда одному было двадцать, а другому всего восемнадцать лет. Не успели они обзавестись семьями, но, говорили, что девушки у них были. Наверное, обещали они ждать своих любимых с войны, короткой войны, как считали все советские люди. В начале войны немецкая армия по своей мощности затмила смелость и храбрость наших солдат. Тысячами погибали в боях наши парни, падали где-нибудь под берёзкой, в болотах, в чаще лесов и никто не возвращался забрать их тела, так как армия стремительно должна была гнать фашистов. Так получилось, что на обоих братьев была получена информация с этими зловещими словами «пропал без вести». А может, они в плену, в концлагере, а может они стали предателями???

В те времена разобраться в этих обстоятельствах было крайне сложно, ведь шла ожесточённая война. После войны прабабушка с родственниками много сделали, чтобы узнать о судьбе братьев. И кое-что узнали. Фёдор, как оказалось, пропал без вести на Карельском фронте, а Степан – на Украинском. Согласно документам, в Карелии более четырёхсот воинских захоронений, в которых покоятся около 60 тысяч солдат. А сколько их, безвестно канувших в карельских болотах ждут своего часа возвращения? В кровопролитном месиве сгинул и Степан на Украинском фронте. И больше ничего, просто не стало на земле человека и всё… Нет могил у наших братьев, нет почестей, залпа орудия в их честь, а они ведь заслонили своим телом врага, но не уступили эту тропу в непроходимом лесу, в болоте, под берёзкой…

Эта мысль не давала мне покоя. В школе я вступила в ряды кадет. Принося присягу, я клялась себе, что продолжу разыскивать своих родных. Именно поэтому вступила в поисковый отряд имени Героя Советского Союза Хатмуллы Султанова.

Милана ПОЛЯКОВА,
Башкортостан, Серафимовский

[ratings]

Добавить комментарий