Интернет и цифровые технологии бурно ворвались в жизнь человека и внесли колоссальные изменения. Учёные говорят, что информационное поле за последние 30 лет увеличилось так же, как в предыдущие 5000 лет. И объём информации с каждым годом растёт.
Как заметил Алексей Бойко, «в настоящее время мы имеем не информационный космос, а информационный хаос». Под влиянием большого количества информации у детей формируется новый вид зрительного восприятия — фотографическое зрение, ориентированное на яркие и эмоциональные образы. Зачастую при этом не формируется объёмное зрение, которое необходимо для ориентации в окружающем мире. Подростки могут быстро найти детали во время игры на мониторе, но им тяжело отыскать определённую вещь на полке. Мы видим быстро меняющиеся на экранах кадры и утрачиваем способность к рассматриванию, созерцанию.
Возникают трудности с восприятием классического искусства. Многим детям и подросткам оно кажется блёклым, неинтересным, и ребята оказываются отлучены от мощного пласта культуры. Между тем классическое искусство даёт ответы вне времени и пространства, это средоточие человеческой мудрости, опыта преодоления переживаний.
Исследователи говорят о двух типах современных людей — «люди книги» и «люди экрана». «Люди книги» много читают, ценят книги и любят брать из них информацию. А «люди экрана» находятся под влиянием экранной культуры, предпочитают получать сведения из интернета, телевидения, и это их способ восприятия окружающей действительности. Большинство современного общества — «люди экрана». И, избегая чтения книг, люди ограничивают свои возможности. Как иногда говорят,у бедных большой экран, а у богатых — большая библиотека.
Дети и подростки быстро заводят виртуальные контакты, но они в основном поверхностные. Порой это виртуальная дружба неизвестно с кем, потому что в соцсетях много фейковых страниц. И это реальная опасность.
Много подростков уходит в виртуальную реальность, особенно когда нет взаимопонимания в семье, плохо идёт учёба, нет интересов в спорте, творчестве… Неприятно чувствовать себя никому не нужным и неуспешным в этом мире. А в компьютерной игре ты маг и повелитель, управляешь странами, завоёвываешь новые пространства, у тебя виртуальные друзья и достижения. Этот мир увлекает, и вернуться в сложную, серенькую и скучную реальность зачастую очень сложно.
Никто не спорит, что интернет и гаджеты — благо, точно так же как автомобиль, самолёт и прочая техника. Но никому не придёт в голову усаживать ребёнка из детского сада за руль. Он подрастает, проходит обучение и потом только допускается к управлению техникой. Чем сложнее техника, тем больше нужно учиться и доказывать свою готовность иметь с ней дело.
А с гаджетами получается иначе. Производители игр убеждают, что это безопасно и безобидно, но это совсем не так. Детям нужно разносторонне развиваться и получать удовольствие от своего развития, добиваться успеха в разных областях. Тогда они растут радостно, гармонично и не нуждаются в уходе в виртуальный мир.