Интернет даёт нам моментальный доступ не только полезной и важной, но и недостоверной и ложной информации. Как научиться понимать, что перед нами обманка? Вот несколько советов от Андрея Сиденко, руководителя направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности.
Гуляя по Всемирной паутине, мы всё чаще сталкиваемся с информацией, не проверенной или правдивой лишь отчасти. Подделки используются недобросовестными людьми для манипулирования общественным мнением, часто в политических целях. К неверному изложению информации может привести и спешка или невнимательность при публиковании новости.
Соцсети и мессенджеры массово распространяют фейковые сведения, и нужно учиться оценивать их критично и не передавать дальше. Обычно это эмоционально окрашенные истории, которые получают много лайков и перепостов. Соцсети учитывают в том числе эту статистику, и такой контент раскручивается максимально быстро.
Развитие технологий привело к бурному развитию дипфейков. Так называют фото, видео или аудио, созданные специальными методами обработки данных о человеке (фотографий, записей голоса и видео). Люди доверяют видео и чаще делятся ими. И эту особенность человеческой психики используют злоумышленники.
Как уберечься от недостоверного контента? Помнить, что информация, поступающая в интернет, создаётся обычными людьми, и не все из них умеют добросовестно обращаться с фактами, а некоторые искажают информацию умышленно. Нужно скептически относиться к любой информации в сети и, прежде чем делать выводы или предпринимать какие-то действия, обязательно проверять её в разных источниках. Особенно если вы читаете предложения, которые предлагают немедленно перейти по ссылке или перевести деньги.Сомневайтесь, перепроверяйте! Известно, где бывает бесплатный сыр. Только мошенники обещают много денег просто так.
Правила, которых стоит придерживаться, прежде чем распространять новость дальше:
- Найдите информацию об авторе информации, попробуйте найти другие его материалы и выяснить, какая у него репутация.
- Проверяйте дату публикации: информация может быть устаревшей.
- В небрежно составленных недостоверных новостях нередко много ошибок, заголовки слишком эмоциональны, стремятся задеть за живое. Старайтесь отделять факты от эмоциональных оценок. И проверяйте, соответствует ли содержание новости заголовку.
- Ищите подтверждение информации в нескольких не зависимых друг от друга источниках. Хороший признак, если в тексте содержатся ссылки, чтобы читатель мог самостоятельно проверить факты. Стоит проверять репутацию сайта, где она была опубликована изначально.
Учитесь оценивать информацию непредвзято. Помочь в этом может, например, портал Kids Safe Media о цифровой безопасности. На нём есть полезные статьи, тесты и видео для детей и их родителей.
Материал подготовила Елена КАЧАЛОВА,
Москва