Каждый год все больше удаляет нас от страшных событий Великой Отечественной войны. Но память об этом жива, потому что, пожалуй, не найдется в нашей стране ни одной семьи, по которой бы разрушающим катком не прокатилась война.

В моей семье много ветеранов той войны. Все они героически сражались с врагом, защищая свою землю, народ. Родина не забыла их, наградив орденами и медалями за мужество и отвагу, проявленные в боях. В нашей семье мы свято чтим память о наших предках, защищавших родину от фашистов, и истории этих героев передаем из поколения в поколение. Листая старый семейный альбом, я могу рассказать о каждом из них. Но сегодня свое повествование посвящаю прапрабабушке, Тришечкиной Анне Павловне, герою трудового фронта.

Ее уже давно нет на этом свете, но она жива в нашей памяти. О ней много рассказывали мои родные, мама. Она часто вспоминает её. А еще нередко в нашей семье цитируют меткие фразы, пословицы, прибаутки, которыми пестрила речь бабулечки Анны. И я, хоть видела ее только на черно-белых старых фотографиях, кажется, довольно хорошо ее знаю и, как живую, могу представить. Малограмотная (она окончила всего четыре класса церковно-приходской школы), Нюрочка, как звали ее домашние, с детства трудилась, чтобы помочь своей матери, одной воспитывающей детей. Не обладая познаниями в науках, Нюрочка имела большой жизненный опыт и практические навыки. Как говорится, «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Когда началась война, почти все мужчины поселка, где жила Анна, на фронт ушли, на шахте рабочих рук не хватало. Добывали там руду для стратегически важного сырья, которое используется в военной промышленности. Вот и пошла Анна Павловна на рудник работать. Тогда она была еще молодая, крепкая, красивая. А еще неунывающая, оптимистичная: и пошутить, и песню спеть, и разговор поддержать всегда была готова, за что ее все и любили. Трудилась она наравне с мужчинами. А ведь работа в шахте нелегкая: в забое кувалдой руду колола, грузила лопатой в вагонетку, которую потом до развязки выталкивать надо.

Ко всему прочему работали по 10 часов под землей при слабом освещении (карбидная лампочка на каске), темно и пыльно. К концу рабочего дня уставала Анна так, что ни рук, ни ног не чувствовала. Пока учетчик записывал вес доставленной руды, засыпала стоя, прислонившись к деревянной подпорке. А дома ждали каждодневные домашние заботы. Помогала, конечно, старушка-мать да ребятишки делали, что под силу было. Однако никогда не жаловалась – всем тяжело, время такое. Но как ни крепилась, все же здоровье стало слабеть. У шахтеров, которые в сурьмяных рудниках работают, развивается профессиональное заболевание – силикоз. Это когда сурьмяная пыль забивает и цементирует легкие. С такой болезнью долго не живут.

Врачи запретили Анне Павловне работать в шахте, и ее перевели на легкий труд. В это время с фронта стали поступать хорошие вести. Значит, недаром лишения, трудности преодолевали. Надежда появилась, что мир на земле воцарится и воины наши вернутся домой. После войны бабулечка до пенсии поваром в детском саду работала. А когда к юбилею Дня Победы руководство комбината вручало ей награду за доблестный труд во благо Родины, Анна Павловна скромно сказала, что особой заслуги за собой не видит, что делала то, что и весь наш народ – просто работала, стране и армии помогала.

Это был ее маленький, но очень ценный вклад в дело Победы над врагом.

Марианна БАТУРИНА,
Ленинградская обл., Красносельский р-н

[ratings]

Добавить комментарий