Я смотрела короткий документальный фильм под названием «Дети не олени» и еле сдерживала слёзы. В фильме идёт рассказ от первого лица о детях — ненцах по национальности, которых привезли в школу-интернат на учебный год.
Эти дети родились и живут в тундре, их дом — чум, их жизнь и предназначение — олени. Они ничего не знают о комфорте обычного городского человека, с младенчества живут по устройству, которое передаётся по их роду. Это разведение оленей, поиск пастбищ и охота.
В интернате созданы условия, чтобы дети учились и не казались дикарями в современном мире, ведь не все из них останутся в тундре. Ещё их там лечат и дают знания начальной школы.
Интересно наблюдать за ребятами, которые сами всем интересуются, учатся жить в современном мире, рассказывают, как они поступают там, в тундре, и что здесь всё по-другому. Но я бы не хотела оказаться на их месте. Родители до 6–7 лет учили их жить по законам тундры, а тут произошел «переворот», и оказывается, что есть иной мир. И чем старше становятся дети, тем сложнее становится вернуться домой…
Директор школы-интерната в своём интервью говорит, что понимает родительский страх и что многие из них не отпускают детей учиться дальше 4-го класса, ведь иначе тундра останется без ненцев. И поэтому воспитатели стараются поддерживать и сохранять традиции оленеводов.
Фильм поднимает сложные вопросы. С одной стороны, детям дают образование, спасают от болезней и социализируют. А с другой — губят идентичность национальности. На одной стороне весов — добро, тепло и «хлеб», а на другой — нарушение законов рода…