На Всероссийский фестиваль-форум «Бумеранг» в очередной раз спустилась яркая звезда кинематографа — Владимир Александрович Грамматиков — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, педагог, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Лауреат Премии президента Российской Федерации.

Вот уже 19 лет форум проходит в лагере «Звёздный» Всероссийского детского центра «Орлёнок», поэтому и вопросы Владимиру Александровичу тоже будут звёздно-космические…

— В нашей галактике было, есть и наверняка будет немало ярких звёзд кинематографа. Вы в их числе! Подскажите, с чего начать восходящим «кинозвёздочкам», в том числе тем, кто  взрослеет здесь, на «Бумеранге»?

— Не нужно ставить цель «стать звездой»! В первую очередь необходимо показать миру самого себя. В творчестве очень важно услышать своё собственное «я»! Ведь чем искренней и исповедальней ты будешь себя показывать, тем интереснее будет картина. Поэтому я могу посоветовать лишь быть собой, следовать за мечтой и ничего не бояться!

— Совсем недавно на небе кинематографа зажглась очередная яркая звезда — ваш фильм «Смотри на меня». Расскажите историю создания этого фильма.

— Сама идея появилась очень давно. Фильм автобиографичен и посвящён моей матери. Пафосно говоря, это моё приношение маме. Это её гимн! В самые сложные времена людям как никогда важны тепло и забота — и тогда ситуацию спасает именно женщина! Фильм посвящён не только моей горячо любимой маме, но и очень тяжёлым временам. 1948 год. Нина Левицкая, бывшая оперная певица и мама четверых детей, ничего не знает о судьбе своего мужа, пропавшего почти год назад. По слухам, отец семейства, ответственный работник Александр должен находиться где-то в Москве. Вокруг семьи сгущаются тучи, и чтобы избежать возможного ареста, Нина экстренно продаёт всё имущество, собирает детей и уезжает из Свердловска в столицу. Путешествие товарным вагоном с остатками домашнего скарба, коровой-кормилицей и пианино сопряжено с каждодневной опасностью. Дорога сводит героев истории со множеством людей: некоторые откровенно опасны, другие дарят тепло и веру в будущее… А вот создание фильма в исчислении времени звучит так: подготовительный период — 3 месяца, около 2 месяцев на съёмки, и 6–7 месяцев ушло на сборку материала, запись музыки и монтаж.  К сожалению, по разным причинам, съёмки отложились на целых 12 лет… И вот, наконец-то кинокартина снята!

— А какие астероиды прилетали в ваш космический корабль во время съёмок этого фильма?

— Проблем возникло немало. Дождливая осень.  Паровоз, который должен водить за собой вагоны туда-сюда, уже одна большая проблема. Что уж говорить про товарный вагон, в котором перевозилась корова. Он маленький, а наша парнокопытная — большая. Поперёк вагона Милка, так зовут коровку, не становилась. А в длину нельзя. То ли пятая точка, то ли морда… У художников была паника! «Что делать? Как быть?» — думала вся съёмочная команда. Но решение нашлось: организовали настоящий всероссийский розыск коровы маленького размера! И представляете, нашли! В глухомани нашлась тёлка, которая оказалась на 60 сантиметров меньше, и она у нас снялась. А теперь эта корова — настоящая звезда! Она так и не вернулась в свою родную деревню и снимается из картины в картину! Встретил я как-то Сашу Урсуляк, актрису, которая играла маму в «Смотри на меня», а она, как оказалось, две недели назад опять снималась с этой же коровкой!

— Ого! А где же теперь живёт эта «голливудская звезда»? 

— Съёмочная группа постоянно её расселяет её и перевозит. Во время съёмок последнего фильма, специально для неё мы искали площадки, на которых есть лужайки. Ведь нельзя же тёлке на постоянной основе находится в павильоне. Правильно? Поиск подходящей площадки тоже отнял много времени. На Мосфильме лужаек нет, на студии Горького тоже нет. Но тут мы сумели выкрутиться. Нашли подходящую лужайку на территории студии в Химках и посеяли ей клевер в половину гектара. Ну очень девочке понравилось сниматься, она буквально бежала на съёмочную площадку. Вся команда её очень полюбила! Коровку и ласкали, и подкармливали яблочками, морковью… Ну а сейчас наша Милка — своеобразная коровка-путешественница!

— А какой момент в вашем по-настоящему звёздном фильме оказался самым эмоциональным?

— Наверное, это была сцена, когда мама мальчика полезла к сыну на верхнюю полку, чтобы что-то объяснить. И после съёмки этого момента мальчик Макс так разрыдался. Он настолько проникся рассказом мамы, что забился в истерике. И вот после этого я с ним сидел и разговаривал ещё около 30 минут, успокаивал. Настолько он был эмоционально потрясён.

— Очень многие звёзды кинематографа погасли из-за падения космического тела, под названием COVID-19. Как он повлиял на вашу жизнь?

— Очень тяжело переживал период пандемии. Лежал даже в реанимации. Однажды попросил откатить меня к окну. Слышу: стук в окно. Странно, думается мне, как кто-то может стучаться в окно, которое находится на втором этаже? Смотрю: а эта веточка! Она стучится мне в окно, а на ней распускаются почки. Весна же! Моя жена всегда говорила: «Проси помощи не у Господа, а у Ангела-Хранителя». Всё быстро сложилось в один пазл. И я попросил у Ангела-Хранителя дать мне время снять ещё один фильм… И вот я здесь живой и здоровый.

— Для многих ребят, вы путеводная звезда! А была ли такая путеводная звезда в вашем детстве и юности? Как она вела вас по Млечному пути?

— В детстве мне очень хотелось быть как главный герой советского кино «Подвиг разведчика»! Всегда восхищался Глебом Панфиловым, особенно его ранними работами. Но с возрастом мы, конечно, меняем приоритеты, и это вполне понятно и нормально. И чем старше я становился, тем меньше мне хотелось «походить на кого-то» и тем больше мне хотелось остаться собой… Быть собой — самое главное!

— Случались ли в вашем путешествии по космосу киноиндустрии падения звёзд? 

— К сожалению, очень много моих друзей, потеряв работу, навсегда ушли из киноиндустрии. А многие молодые режиссёры просто-напросто переоценивают себя. Думают, что открывают Америку,  на деле же — всё это уже видел мир, и их картины никого не впечатляют… Каждый по-разному переживает эту ситуацию. Кто-то понимает и пытается сосредоточиться, а кто-то теряется.

— Великий космонавт Юрий Гагарин перед полётом в бескрайний космос говорил: «Поехали!». А есть ли у вас цитата, фраза или девиз по жизни, который помогает вам лететь вперёд?

— Моя мама часто говорила: «Володечка, всё что ни делается — всё к лучшему». Эта фраза идёт со мной по жизни. И ведь даже история создания картины «Смотри на меня» подтверждает её правдивость. Вопреки всем проблемам фильм вышел в свет.

— Что вы ощущаете каждый год вновь, приезжая в лагерь «Звёздный» на форум «Бумеранг»? Как вы думаете, что такое «Бумеранг» для детей?

— Всегда еду сюда с большим интересом, с чувством любопытства и предвкушением! Поколение меняется, появляется что-то новое, это хорошо. Что-то радикально меняется. А что-то остается, и это тоже хорошо. Конечно, я всегда с нетерпением жду новых работ бумеранговцев. Талантливых, красочных, интересных работ. А для ребят, приезжающих в лагерь «Звёздный» это в первую очередь общение, обмен опытом, возможность найти друзей и единомышленников.

Ирина КОМЕЛЬКОВА, 16 лет, 
Челябинск, объединение «То4ка ЗРения».
Фото Татьяны ЧЕРКАС и из сообщества форума «Бумеранг» в ВК

Добавить комментарий