27 января — День воинской славы России и святой Ленинградский праздник. В этот день в 1944 году блокаду сняли. Фашисты взяли город в кольцо ещё 8 сентября 1941-го. 900 дней в ледяном голодном аду — вот что такое Ленинградская блокада. И 900 дней подвига — его совершили и взрослые, и ребята. Все тогда были защитниками. Об этом помнят даже камни моего родного города. Помнят старики, помнят их дети и внуки. И вечно будут помнить. В этот день люди зажигают свечи и молчат. Это Победа со слезами на глазах…

В моей книге «Маленьких у войны не бывает» каждый рассказ — страничка из судьбы Ленинграда. И у каждой странички своё лицо — детское. Получается тридцать лиц — мальчиков и девочек, которые мечтали о весёлом лете, о счастье, о речке, а выпала им страшная война. Но некоторые рассказы — про ребят сегодняшних. Например, про студийцев из 604-й школы. Они поставили свой спектакль по этой книге.

И шестиклассники тогда захотели участвовать, и из 8-го «В» ребята, и из 8-го «Г», и из десятых… Желающих оказалось больше, чем ролей. Оксана Владимировна и Марина Сергеевна (руководители студии «Образ») ввели слова и от автора, и для стихов особых.

Когда артисты начали вчитываться в рассказы, девочки многие заплакали. А Марина Сергеевна головой покачала:

— У ваших героев слёз не было. Хотя горя они приняли полной чашей.

А действительно, слабыми быть нельзя! Если уж взялся о подвиге рассказывать. Тем более студийцы — дети военных. И вот что удивительно: они текст-то особенно и не учили, он сам в память запал. Ведь они столько о своих героях думали! Даже не так. Думает голова, а тут вдруг как щёлкнуло что-то внутри, и думать начала душа. Словно увидели они своих сверстников каким-то новым зрением. Артём Житинкин собственный велосипед притащил на сцену. Потому что стал Вадиком Волковым из деревни Большие Поля (что в Ленинградской области). Когда туда вошли фашисты, Вадик увёл в партизаны свой восьмой класс. А маме записку потом написал: сохрани велосипед, вернусь с войны и буду кататься. И — не вернулся. Все его одноклассники тоже погибли. 

Артём старался слова свои произносить громко, но чтоб без пафоса. Не до пафоса было тем, кто Отечество защищал. И слова эти показались всему залу такими единственными, что стало тихо-тихо. Как в лесу ранней осенью, когда слышно, как листья падают.

Восьмиклассница Настя Погожева выбрала себе в герои Ирочку, девочку из блокадного Ленинграда, Максим Маяцкий — Митю, который вместе с друзьями снимал в эвакуации кино про Победу, Лиза Севрюгина — Лёку, потерявшую в блокаде всех родных. А Аня Пахоми читала текст от автора. Очень хорошо читала, хотя и негромко. Но каждую фразу проговаривала так, будто сама её сложила. Только в один момент запнулась. Момент был про то, как в голоде и холоде эти дети не теряли присутствия духа. Зал тоже замер. Все поняли, что Аня запнулась не от того, что слов не знала, а потому что голос дрогнул от такого волнения, какого в наши дни и не бывает. Но вот Аня выдохнула и продолжила читать. И зал тоже выдохнул. 

Сначала артисты выступили в своей школе, потом на районном фестивале «Весь мир — театр». Получили приз и диплом за лучшую режиссёрскую работу. Затем дали спектакль на фестивале «Афиша» и снова в родной школе — на День Победы. Зал аплодировал им стоя. И столько зрителей пришло из всех классов, и родители, и учителя, и гости… Я помню, как показала ролик с этим спектаклем той самой Ирочке — героине из книжки. (Ещё полгода назад она была жива.) И глаза усталого пожилого человека вспыхнули молодым огнём, а спина распрямилась, и улыбка осветила пасмурный зимний день. День Ленинградского праздника…

Татьяна КУДРЯВЦЕВА, 
редактор по Санкт-Петербургу

Добавить комментарий